В современной общеобразовательной школе весьма актуальными являются
вопросы, связанные с организацией системы мониторинга образовательного
процесса, диагностики учебных достижений школьников и диагностики успешности и
эффективности педагогической деятельности. Продуманная и отлаженная система
мониторинга и диагностики позволяют не только выявить «точки роста» и «болевые
точки» на уровне отдельного школьника, педагога или на уровне класса, школы в
целом, но и создать условия, благоприятные для инновационного развития школы,
условия успешности каждого члена школьного коллектива.
Когда-то Горький определил: «Культура - это наука и искусство, цивилизация - это техника и экономика». Образование через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего.
Духовно-нравственное
воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно
вошло в число приоритетных направлений современной педагогики. Воспитание
нравственного сознания и поведения, формирование духовных потребностей у
школьников на уроках литературы – всё это многочисленные векторы решения
проблемы духовно-нравственного воспитания.
Первыми шагами в
формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение
«жизненным навыкам» (справляться со своими личными проблемами,
со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила;
оформлять деловую документацию) и «надпредметным умениям»
(обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным,
предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку
зрения).
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка
устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном
поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу
ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они
учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих
мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную
мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его
деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом
уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это
привлечет в их деятельность интерес.
Отличительные для нашего
времени изменения в характере образования — в его направленности, целях,
содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека»,
на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность,
мобильность специалистов. Эти накапливающиеся изменения означают, по сути, процесс
смены образовательной парадигмы.
Широкое внедрение ИКТ в
учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических
приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средстввоспитания с элементами графики, звука,
видео, мультимедиа, гипер-текста, что способствует повышению эффективности
педагогического труда.